Христианская символика в православной церкви

(на примере Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге)

Кресты. Существует много видов крестов, любой тип креста является священным и правильным. Крест — очень древний символ, дохристианский, в древних культурах служил символом древа, соединяющего Землю и Небо.

«Как это ни странно, но приходится признать бесспорный факт: крест как священный символ использовался задолго до рождения Христа и до сих пор служит религиозным символом в странах, на которые не распространяется влияние Церкви. (…) Древнегреческий Бахус, тирский Таммуз, халдейский Бел и скандинавский Один — символы всех этих божеств имели крестообразную форму» (Tyack G. S. The Cross in Ritual, Architecture, and Art. Лондон, 1900. С. 1).

Первые христиане использовали символ рыбы (ΙΧΘΥΣ — аббревиатура от греческого «Иисус Христос Божий Сын). Но уже в раннехристианских катакомбах найдены на стенах изображения креста (начало 2 в н.э.)

Виды креста:

  1. Греческий, или квадратный, крест. Первым завезен из Византии в Россию. Часто вписан в квадрат (символ Земли) или круг (символ Небес). Является частью герба Греции, кстати.
  2. Латинский крест (с удлиненной вертикалью)
  3. Восьмиконечный крест — самый широко используемый в русской православной церкви. Короткая верхняя перекладина (титулус, или титло) несет надпись «ИНЦИ» (Иисус Назорей, Царь Иудейский). Нижняя перекладина, наклонная — подножие. Ее называют «мерило праведное». Наклонена слева направо — по бокам от Христа были распяты 2 разбойника, со стороны раскаявшегося перекладина направлена в небо, а с другой — наоборот. Это как весы на Страшном Суде.
  4. Шестиконечный, или лотарингский, крест. Он же патриарший, епископальный. Как латинский + с верхней перекладиной.
  5. Крест, опирающийся на ПОЛУМЕСЯЦ. Несколько трактовок символики.

Полумесяц— символ царской власти в Византии. С древнейших времён во многих культурах Ближнего Востока изображается полумесяц при похожих сюжетах — царь принимает подать. Знак Царя. Знак власти. Перенимается как символ города Констатинополя (Царь-град, Βασιλεύουσα). После падения К-ля в 1453 г. Османской империей был унаследован как символ величия.

Его трактуют в православии как:

  1. Образ церкви-ладьи (церковь-корабль), где крест — мачта.
  2. Символ лозы виноградной (Рая)
  3. Символ крестильной купели
  4. Символ якоря, за который верующий крепко держится в море греховном
  5. Символ Богоматери, согласно Откровению Иоанна Богослова: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд. (γυνὴ περιβεβλημένη τὸν ἥλιον) (Отк. 12:1—17)

6. Еще один вид креста — Тамплиерский, или лапчатый, крест. Его можно видеть возле иконы Богоматери в И. соборе. (Не путать с Мальтийским крестом). Появился как символ Ордена Тамплиеров в 12 веке. Имеет расширяющиеся концы. На основе его создан Георгиевский крест (см. бюст Монферрана)

Меандр
2 пересекающихся меандра образуют гамматический крест.

7. Еще один КРЕСТ в декоре собора можно обнаружить на полу. Это гамматический крест. Он образуется из 2 пересекающихся меандров.

Меандр (μαίανδρος) — по названию извилистой реки в Малой Азии. Это один из древнейших орнаментов, употреблялся в этрусской и древнегреческой, а затем древнеримской, византийской, романской архитектуре, декоре. Символ бесконечности, хода жизни. Все углы в орнаменте прямые, что символизирует добродетель.

Гамматический крест (свастика)

Итак, гамматический крест — это свастика, древнейший символ благоденствия. На санскрите «свастика» — пожелание удачи. Символ солнца и жизни.

Золото в декоре православного собора. Символика: Божественный, нетварный свет. Бог есть свет. Кроме того, золото символизирует солнце. А также царскую власть как драгоценный металл, не подверженный коррозии.

Еще золото — символ Христа, ибо Христос — Солнце Правды и Царь Славы.

Ангелы. Бесплотные духи. Изображаются с крыльями. Их число неизменно и огромно, оно превосходит число людей, как 99 превосходит 1.

Дионисий Ареопагит составил классификацию духов. Он разделил их на три Триады, по три чина в каждой. Итого: 9 чинов.

1 триада. Херувимы (6 крыльев), Серафимы (6 крыльев), Престолы. Ближе всех к Богу. Охраняют Бога.

2 триада. Господства, Силы, Власти.

3 триада. Низшие духи. Заботятся и оберегают человека. Начала, Архангелы, Ангелы.

Известны 7 Архангелов. Гавриил — всегда изображен в сцене Благовещения.

Михаил — глава священного воинства, чаще всего изображен как воин, победивший дьявола. Архистратиг. В иконостасе собора. В руке у него знамя labarum (λάβαρο), на нем трижды написано «Святой» — Αγιος.

В декоре собора множество ангелов всех видов с разными символами в руках.

На апсиде перед иконостасом, слева, бронзовый ангел с петухом и лестницей.

Петух — символ духовного пробуждения. Как не спит петух, ожидая рассвета, так должен бодрствовать верующий, ожидая Второго Пришествия.

Лестница (лествица) — символ восхождения,соединения Земли и Неба. Лестница Иакова.

Есть много изображений фигур ангелов с табличками, на которых тексты из Священного Писания и молитв. На иконостасе по обе стороны от иконы «Моление о Чаше» Якоби (самая верхняя) в тени прячутся 2 ангела с табличками.

Животные в христианской символике. На иконостасе бронзовая золоченая группа: Иисус Христос на троне (престоле), у престола — 4 существа: орел, лев, бык, человек. Это знаки снова из Откровения Иоанна Богослова (Αποκάλυψις). Это Тетраморф (τετράμορφος — четырехобразный). Это крылатое существо из видения пророка Иезекииля (VI век до н. э.) с четырьмя лицами — человека, льва (с правой стороны), быка и орла (с левой стороны). В Откровении Иоаннатетраморф представлен в образе отдельных четырёх апокалиптических существ:

посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. (Откр. 4:6-8)

Часто Тетраморфом представляют самого Иисуса: он рожден как человек, это его земное воплощение, его человеческая природа, далее: его приносят в жертву подобно тельцу, это символ его священнодействия, далее: он воскресает подобно льву-царю, он царит в Загробном мире (помните Льва Аслана в Нарнии?), а орел — это символ Святого Духа (птица) и Вознесения.

С 4 века эти существа распределились между Евангелистами и стали их символами. Матфей — человек (с крыльями), Марк — Лев (в Венеции везде львы, поскольку покровитель — св. Марк), Лука — Бык (Вол), Иоанн — Орел.

Предполагают, что корни тетраморфа и выбор животных следует искать в вавилонской мифологии, где они символизировали четыре мужские фигуры четырёх планетарных богов:

Символы на иконе Богоматери Тихвинской.

Икона Божьей Матери Тихвинской, аналогичная той, что в Исаакиевском соборе.

Надписи над Божьей Матерью и Иисусом: выполнены контрактурой (сжимание слова до первой и последней буквы).

ΙСХС — Иисус Христос. На его нимбе греческие буквы: ο ών — тот, кто сущ (сущий), существует. Первоначально на нимбе было изображение креста (крестчатый нимб), впоследствии его заменили на 9 полосок.

Над нимбом Девы Марии греческие буквы Μ ҃ Ρ Θ ҃ Υ. Это означает Μήτηρ Θεού — «Матерь Бога» или «Божия Матерь». Вот эти тильды между буквами — знак сокращения, контрактуры.

На одеянии Девы Марии 3 звезды — ?символизируют непорочность, а также Святую Троицу. 8-конечная звезда — Вифлеемская. Она видна во многих частях храма, например, на иконе Христа в иконостасе, на подножии его престола.

6-конечная звезда есть на Царских Вратах собора. Это Звезда Давида. Иудейский символ, унаследованный христианством.

Также из иудаизма пришел в христианство символ, который мы видим над иконой Тихвинской Божьей Матери: треугольник с глазом. Это «Дельта» (Δέλτα, греческая буква). Символизирует Бога Иегову. В христианстве — Святую Троицу, т.к. 3 угла.

Глаз — символ «ока всевидящего».

Еще один символ из иудаизма — Семисвечник.

Семисвечник

Семисвечник или Менора. Важнейшая принадлежность иерусалимского храма. 7 священных Даров Святого Духа. Символ Света Жизни.

Находится в алтаре. Altarium— латынь, жертвенник.

Перед ним — полукруглое возвышение — амвон (άμβωνας).

Престол в Исаакиевском соборе.

Внутри алтаря виден престол. Престол покрыт тканью, цвет такой же, как одеяния священника (сейчас Крещение, поэтому белый. На Пасху — красный).

На престоле лежит антиминс — плат со вшитой в него частицей мощей мученика. Греч. ἀντί — вместо и лат. mensa — столтрапеза: «вместопрестолие»

Антиминс совершенно необходим для совершения литургии. Есть только в православии. Если в церкви пожар, священник может взять антиминс, перенести его в другое, безопасное место и служить литургию на нем.

Кроме антиминса, видим ковчег — это дарохранительница.

Позади престола видим нечто вроде двух золотых круглых опахал — это рипиды (греч. ριπίδιον). Они на длинной рукояти, обычно в виде металлического или деревянного круга, ромба или звезды с изображением херувимов.

Ну и наконец два символа, изображенных над вратами левого и правого приделов И. собора. Это Чаша и Книга.

Придел Святой Екатерины (правый придел)

Чаша. Изображена над приделом Святой Екатерины (правым приделом). Разумеется, чаша — символ христианского причастия. Но также предстает как доля, судьба человека (вспомним Моление о Чаше: «Да минует меня чаша сия»).

Придел Святого Благоверного князя Александра Невского (левый придел)

Левый придел храма — придел святого Александра Невского. Этот придел уже несколько лет открыт для верующих ежедневно. Службы проходят в 9 и в 16 часов, в том числе в среду, когда собор как музей закрыт. Войти на службу можно бесплатно, со стороны Медного Всадника (то есть выхода из собора).

Над вратами этого придела помещено мраморное изображение книги с латинскими цифрами. Это, конечно, скрижали с заповедями, которые Моисей получил от Господа. Заповедей десять, они называются Декалог (δεκάλογος). Но распределены они на развороте книги неравномерно: слева 4, справа — 6. Слева, отдельно, указаны те заповеди, которые относятся к Богу:

  1. Я Господь, Бог твой … да не будет у тебя других богов пред лицом моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им…
  3. Не произноси имени Господа напрасно
  4. Помни день субботний.

Справа — 6 заповедей, относящихся к ближнему, т.е. человеку:

5. Почитай отца твоего и мать твою

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9.Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего…ничего, что у ближнего твоего.

Все фотографии из интернета.