Лео наш фон Кленце. Ну собственно, почему он «наш»? А потому, что Новый Эрмитаж спроектировал в городе Санкт-Петербурге, в году 1850, по повелению императора Николая I.

Вообще-то он немец был, конечно. Родился в Германии в 1784 году и в течение многих лет являлся придворным архитектором баварского короля Людвига I.

Но помимо этого, он успел еще много чего другого в жизни. Был художником (и отличным), философом, писателем. Создал впервые в мире систему охраны памятников архитектуры.

А еще он «наш» — потому что безоговорочный филэллин, преклонявшийся перед древнегреческим искусством.

В Баварии он превратил Мюнхен в «Новые Афины», выстроил целый город — более 50 зданий — в стиле классицизма: ансамбль КёнигсплацГлиптотеку (1816—1830), Пинакотеку (1826—36), Пантеон на лугу Терезии, (1833—1853), Пропилеи (1846—1860), королевский дворец, Мариенкирхе, здание Военного министерства, ряд дворцов и жилых зданий.

В настоящих Афинах, греческих, тоже есть здание, построенное по проекту Кленце — это католический собор Святого Дионисия Ареопагита https://ru.wikipedia.org/wiki/Собор_Святого_Дионисия_Ареопагита_(Афины)  Но на самом деле, Лео спроектировал совершенно другие Афины, не те, что мы видим сейчас…

Нет, не так надо начать. Начнем по-другому.

Талантливый молодой архитектор во время своей учебы в Берлине и в Париже впитал идеи классицизма о том, что древнегреческий дорический храм с его пропорциями является образцом и идеалом в архитектуре и начал последовательно воплощать эти идеи в своем творчестве.

Будучи личным советником наследника баварского трона, Лео покупал для него из разных коллекций и на аукционах древнегреческую скульптуру и глиняные сосуды. Он создал колоссальную коллекцию с потрясающими шедеврами античности, которая стала базой и ядром для сразу двух музеев Мюнхена — Глиптотеки (которую он сам и построил) и Музея античного искусства малых форм (ныне Государственное античное собрание).

Вместе с Людвигом, будущим королем, Лео совершил два путешествия по Италии, а именно — по знаменитым памятникам античности, расположенным в так называемой «Великой Греции» (Μεγάλη Ελλάδα). О Великой Греции читать здесь http://moygr.ru/2017/05/09/greciya-v-italii-1/ Дорические храмы Пестума (древней Посейдонии), Акраганта (Агридженто), Сегесты, Селинунта на Сицилии, древних городов в Южной Италии, колоний, основанных греками, вставали воочию перед архитектором. И он часами зарисовывал все их детали.

В Мюнхене росли здания, напоминавшие древние храмы своим величием, но в современной интерпретации. Кленце осуществил свою мечту о возрождении древнего храма в его простоте и чистоте линий. Его Глиптотека — подлинный шедевр, а за ней последовал целый эллинистический ансамбль площади Кенигсплац. Мюнхен превращался в «Афины на Изаре», а Кленце — в самого знаменитого в Европе архитектора. Он создал стиль «неогрек», на который началась повальная европейская мода.

В июле 1834 года Лео приезжает в Грецию, в первый и последний раз.

Вообще-то миссия у него была политическая — он был дипломатическим посланником короля Людвига I. В 1833 году, после завоевания Грецией независимости, на греческий престол был возведен король Оттон I (20-летний сын Людвига I принц Фридрих Людвиг). Фон Кленце должен был отозвать из Греции двоих королевских представителей, а также… переделать план городской застройки Афин.

План новой застройки Афин (тогда еще не столицы, столицей был город Нафплион) был разработан за год до этого архитекторами Клеантисом и Шаубертом. К этому плану появилось множество претензий и возражений. Фон Кленце перерабатывает этот план, предлагает постройку множества зданий, проект королевского дворца на Холме Нимф с видом на море, музея Акрополя и многое другое.

Почти ничего из этих планов не было осуществлено. Королевский дворец был построен в другом месте, Пантехнио — храм искусств и вовсе никогда не был возведен. Из предложений Кленце реализован был только проект о создании неоклассической трилогии на центральном проспекте — проспекте Панепистимиу — Афинской академии, Афинского университета и Национальной библиотеки https://www.trip2athens.com/ru/city-areas/thecenter/omonoia/attraction-182/

Если бы планы Кленце о развитии Афин были осуществлены, мы бы видели сейчас совсем другой центр этого города — с широкими проспектами и регулярной симметричной планировкой (ιπποδάμειο σύστημα).

Через месяц Кленце уезжает из Афин. Он отправляется в путешествие по Греции. За 4 месяца, до отъезда в ноябре, он посетил и зарисовал архаичный храм в Кардаки на острове Керкира (Корфу), храм Афеи на острове Эгина, площадь святого Георгия в Нафплионе, был в Микенах, на Закинфе. Воспоминанием о его путешествии стала известная картина «Вид Акрополя и Ареопага» (1846), которую Лео написал маслом уже в Мюнхене — она изображает его многоцветную фантазию о том, каким был в древности Акрополь…

Современный Кленце Акрополь — это бывшая военная крепость с полуразвалившимся от взрыва Парфеноном — пороховым складом времен турецкого владычества. Лео мечтал об Акрополе — музее, охраняемом и восстановленном. Он предложил процедуры по расширению законодательства об охране древностей. Впервые в истории в археологических зонах, с подачи Кленце, появляются музейные хранители. Начинается перепись древних памятников Греции и реставрация Акрополя. Его вмешательство обеспечило необходимые кредиты для начала реставрационных работ. Их торжественное начало отпраздновали 10 сентября того года.

А он сам уехал, вернулся в Баварию. В 1838 году он принял заказ Николая I на создание проекта «музеума» в столице Российской империи. Проект был разработан в 1840 году, а строилось здание Нового Эрмитажа архитекторами Стасовым и Ефимовым по эскизным наброскам Кленце до 1852 г.

Вход в новый музей украсили впечатляющие фигуры атлантов по моделям Кленце (скульптор Теребенев). Он вдохновился атлантами на развалинах храма Зевса в Агридженто…

Жил он в Мюнхене до 1864 года, до возраста 80 лет.

При написании мною были использованы следующие статьи:

  1. http://www.tovima.gr/culture/article/?aid=131049
  2. https://www.archaiologia.gr/blog/issue/ένα-ελληνικό-όνειρο-λέο-φον-kλέντσε-ο-aρ/
  3. https://argolikivivliothiki.gr/2012/02/16/klenze-2/
  4. https://www.proza.ru/2012/01/08/1391
  5. http://design-formula.ru/history/neogrek-klence/